Сергий Радонежский - основатель Свято-Благовещенского монастыря
О жизни и деятельности Сергия Радонежского написано много статей и книг, его имя и образ запечатлены в художественных и философских произведениях, в картинах художников и в скульптурах, хотя документированных сведений о нем очень мало, неизвестен даже год его рождения. Житие святого, на которое опираются все последующие авторы, составил сербский монах, собрав и обработав устные рассказы и легенды, много лет спустя после кончины Сергия. Но память о нем, как ни об одном другом русском святом, жива в народе, она передается из уст в уста, каждая легенда при этом обрастает деталями сообразно строю мыслей и характера рассказчика. Мне с детства врезался в память рассказ моего деда. Мы с ним - он с седой бородой, мне 5-6 лет -бродили в поисках грибов по мху в сосново-еловом лесу среди могучих, распростерших корявые сучья деревьев, и дедушка повествовал мне о мудром, изможденном годами и недугами старце. "В то время,- говорил дедушка,- над Русью захватил власть могучий дракон с тремя головами. Такой, как нарисован на фасаде нашей церкви в с. Ильинское. У каждой головы широченный рот с острейшими зубами, пышет огнем, язык ядом наполнен. Каждый день появлялся тот дракон над какой-нибудь русской деревушкой или городом, хватал малых детушек и красивых девушек и пожирал их. Ужас объял Русь, по всей стране стон стоял народный. И в то время в киржачских медвежьих лесах поселился тихий старец. Молитвой к Богу взывал он о милосердии к страдающему народу, звал на помощь богатырей земли Русской и великих князей. Богатыри-то были, да все в ссоре из-за пустяшных обид, и князья были, да друг с другом уделы поделить миром не могли. Вот дракон и лютовал на нашей земле - безнаказанно...
Однажды созвал старец многих русских князей в церкви среди глухих лесов и обратился к ним с необычной проповедью. Взял он в руки веник-голик, каким снег с порога сметают, и спрашивает: "Есть ли среди вас такие силачи, которые способны переломить этот веник?" Рязанский князь был силен, весь из мускулов, и воевать с соседями был горазд.
- "Хэ! - говорит с усмешечкой, - ну-ка дай мне, старик, этот веник!" Поднатужился, а переломить не может, аж покраснел весь, а веник цел-целехонек! - "Ну?, - спрашивает старец - может кто посильнее есть?!" Не нашлось больше смельчака. Тогда старец развязал веник и начал по веточке переламывать его, приговаривая: - "Вот и супостаты нас так легко переламывают. Князья земли Русской! Что же вы делаете?! Вы ведь своими ссорами да раздорами Русь губите, народ на съедение дракону отдаете! Уймите свою гордыню, объединитесь да спасите Русь от чудища!" И поднялся тут князь Дмитрий по прозвищу Донской и слово мудрое сказал: - "Братья мои, прав ведь старец-то! Кто хочет Русь спасти, стройте свои дружины вслед за моей! Не пожалеем, братцы, головы своей и живота, чтобы освободить Русь от тяжкого гнета!" Собрались, пошли и победили дракона. Вот, внучек мой, что значит мудрое слово, вовремя сказанное!" Доподлинно известно и это зафиксировано в монастырских летописях, что в 1354 году Сергий, до этого основавший Свято-Троицкую лавру, не желая втягиваться в сутяжничество со старшим братом
из-за верховенства в монастыре, тихо ушел из обители на поиск места для основания нового монастыря. Вместе с проводником, которого дал ему его друг, настоятель Махрищского монастыря, он, пройдя сквозь дикий лес, вышел к реке с песчаным перекатом, полюбовался серебром кишащей в ней рыбой, перешел реку вброд и, поднявшись почти на вершину, увидел родник исключительно чистой воды. Напился, огляделся. Вокруг, насколько хватало глаз - леса, тающие у горизонта в голубой дымке. Сверкающей змейкой среди лесов и заливных лугов извивается речка. А рядом вековые сосны упираются вершинами в небо. Около золотистых стволов деловито жужжит пчелиный рой. "Да, - вот оно, то божественное место, которое я искал!" - воскликнул скиталец и решил поселиться здесь. Сначала он жил здесь в одиночестве, построив скит и заключив родник в колодец. К его ветхому жилищу подходили дикие звери, но Сергий
их не страшился. Одна из легенд, вполне возможно, киржачского периода жизни великого отшельника навеяла замечательному русскому художнику М.В. Нестерову сюжет картины "Сергий с медведем". Легенда гласит, что однажды ранним утром Сергий проснулся от медвежьего рева. Он вышел из скита и увидел здоровенного медведя, в лапе которого торчала щепа, - по-видимому, косолапый решил полакомиться медом диких пчел, да, раздирая дерево, поранился. Сергий не испугался свирепого, молящего о помощи зверя, вытащил занозу и медведь его не тронул. О своей великолепной картине М.В. Нестеров писал так: "Все, что чувствовал я в нашей северной природе чудного, умиротворяющего человеческую природу, что должно преображать его из прозаического в поэтический, все это должно быть в нем, и мне чудилось, что на такой пейзаж, с таким лесом, цветами, тихой речкой напал я".
Сюжет этой картины, как и легенды о Сергии-плотнике и о молчальнике были использованы в росписи надвратной церкви Свято-Благовещенского монастыря. Эти росписи сохранялись более века, однако пришли в ветхость и были забелены, пока они не восстановлены. Над колодцем Сергия его
последователи построили часовню, которая тоже пришла в ветхость и была разрушена. Усилиями насельниц обновленного Благовещенского монастыря колодец был восстановлен и над ним заново отстроена часовня. Легенды повествуют, что постепенно на новое место жительства Сергия переселились многие его ученики, недовольные правлением старшего брата. Вместе с ними Сергий заложил основу нового монастыря. Было ли в то время в округе какое-либо поселение, легенды умалчивают. Однако ученые в одном из завещаний князя Ивана Калиты, известного собирательством русских земель вокруг Москвы, нашли первое письменное упоминание о сельце на реке Киржач. По-видимому, расположено было поселение на пересечении реки Киржач с древнерусским Стромынским трактом, соединявшим Москву с Юрьев-Польским, Суздалем и Владимиром. Даты на самом завещании нет, но по косвенным данным одни ученые относят это завещание к 1328 г., другие - к 1339 г. О точном нахождении поселения и числе проживающих в нем в источнике ничего не говорится. Только археологи имеют возможность установить дату первого строения на месте города Киржача, но такую работу еще предстоит выполнить. Однако как бы то ни было, наши современники имеют все основания утверждать, что именно Сергий заложил фундамент нашего города.
Одним из ведущих побудительных мотивов, которым, несомненно, руководствовался Сергий при закладке нового монастыря, было введение древнегреческого монастырского устава. Этот устав, как говорят летописные записи, Сергий попытался внедрить в Лавре, заменив им особножитный, бытовавший до той поры практически во всех монастырях Северной Руси. В чем разница между кеновийным, общинножительным и особножитным уставами? На первый взгляд, небольшая, но по сути огромная, она определяющим образом влияла на отношение церкви к общенациональным нуждам народа, побуждала монахов жить "по совести", чтобы у народа было "одно сердце, одна душа". При особножитном уставе монахов объединяло лишь исполнение молений и церковных служб, жили они в своих кельях, кому какая доступна по средствам, одевались и питались по имеющемуся у каждого достатку. По кеновийному уставу монашеское общество становилось подлинным братством: все имущество у них, из богатой ли семьи пришел монах или из бедной крестьянской, становилось общим, по латыни - коммунистическим. Сам Сергий, выходец из боярской семьи, как повествуют легенды, любил работать, не чурался никакого дела, он ловко орудовал топором на строительстве церквей и жилищно-хозяйственных построек. Работал Сергий, утверждают легенды, больше всех, питался наравне с другими, одевался в то, что останется после того, как братия разберут одежду и обувь, принесенную прихожанами. Бескорыстием, высотой своего духа, горячим стремлением помочь своему народу освободиться от иссушающего душу и тело татаро-монгольского ига Сергий укреплял в русских людях веру в свои силы. Как писал в своих исследованиях талантливый краевед, подававший большие надежды молодой ученый, выпускник средней школы №2 г. Киржача Олег Шестаков, в конце XIV -начале XV веков по кеновийному уставу жили на Руси более ста монастырей, которыми руководили ученики и последователи Сергия Радонежского. Эти монастыри в ту глухую эпоху, когда весьма ограниченными были средства информации и общения, служили для народа настоящими светильниками разума и духа. Они своим устройством жизни благотворнейшим образом влияли на народ, способствовали в нем пробуждению гордого и непокорного национального самосознания.
Обстоятельства сложились так, что благословение князю Дмитрию, собравшему в единое войско дружины русских князей, мог в то время дать только Сергий. И великий князь поехал к своему духовному наставнику в монастырь. Сергий сердечно встретил Дмитрия и приближенных к нему бояр, отпустил с ним, благословив на смертный бой ради освобождения отечества, любимых своих учеников Пересвета и Ослябю. Выйдя провожать князя, повествует легенда, Сергий, желая окончательно развеять сомнения воина, как бы этим походом не навлечь на Русь еще более горькие беды, попросил Дмитрия, севшего на коня, наклониться к нему и тихо, но убеждающе сказал ему: "Не страшись! Иди смело и ты победишь". И этот наказ, сказанный почти шепотом, через толщу веков дошел до нас! Благодарная память народа о таком не забывает!
В Киржаче, как указывают монастырские летописи, Сергий прожил около 4 лет, успев основать здесь монастырь, руководить которым он при возвращении в Лавру оставил своего ученика Романа.
Категория: Основатели | Добавил: ipkzhzav (24.04.2012)
| Автор: Сергей Кротов