Прошло четыре года, и ситуация вокруг двух заводов вернулась на круги своя
Судьба этих заводов широко обсуждалась в СМИ. В то время собственником «ОСВАРа» (г. Вязники) и «Автосвета» (г. Киржач) была группа компаний «СОК» (г. Самара). Тогда тоже встал вопрос о закрытии одного из предприятий. Что самое интересное, в 2009 г. угроза ликвидации нависла не над киржачским, а над вязниковским заводом, и в этом райцентре даже прошел многолюдный митинг. Работники выступили против намерений собственников по сворачиванию производства. Завод «ОСВАР» является градообразующим предприятием. Возможности найти другую работу в городе достаточно туманны. Рабочих тогда поддержали жители города и района - более шестисот человек. Итогом полуторачасового митинга стало обращение рабочих ОАО «ОСВАР» и жителей Вязников к Владимиру Путину. Под резолюцией митинга поставили свои подписи 3975 вязниковцев. Распространялась информация о том, что производство из Вязников может быть переведено в Киржач, на «Автосвет». Судьбу «ОСВАРа» обсуждали на встрече губернатора Владимирской области Николая Виноградова и тогдашнего министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Ситуация вроде была улажена, а производственная деятельность продолжена на обоих предприятиях. К слову, на «ОСВАРе» была запущена новая линия по производству светильников. Появились заказы, работать приходилось даже сверхурочно. Между тем группа «СОК» спешно распродала свои активы. Владимирские предприятия обрели новых собственников, но кардинальных изменений в попытках «ОСВАРа» и «Автосвета» найти себе место на бурно развивающемся автомобильном рынке России не произошло. Рынок развивался, в основном, за счет перемещения в РФ заводских технологий мировых гигантов автоиндустрии.
Когда-то «Автосвет» являлся ведущим разработчиком и производителем автомобильной светотехники для советского автомобилестроения. В 1976 году завод был даже награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В конце минувшего года собственник наших заводов - ОАО «Объединенные автомобильные технологии» («ОАТ») - принял решение о «перепрофилировании производства» по причине неполной загрузки производственных мощностей, что может привести к остановке обоих предприятий.
Промышленное изготовление светотехники планируется сконцентрировать на вязниковском предприятии, а на базе мощностей киржачского завода создать индустриальный парк с новыми производствами. На создание «парка» будет выделено около 90 млн. рублей. И уже в первом квартале 2013 года здесь планируется разместить производство климатического оборудования и крупные складские комплексы.
Что произойдет с помещениями и территориями обоих заводов, более-менее понятно. А вот ситуация с занятостью персонала «Автосвета» и ОСВАРа до последнего времени оставалась весьма туманной. Первый заместитель губернатора И.А. Черных и руководство компании - собственника обсуждали проблемы, которые может повлечь за собой упразднение «Автосвета». А 14 января состоялась новая встреча представителей холдинга с профсоюзным комитетом и администрацией предприятия. Ее участники вновь обсудили мероприятия, связанные с будущим работников «Автосвета». Однако полной ясности вновь внесено не было. Никто из тех заводчан, с которыми пытался связаться корреспондент «М», не захотел разговаривать с представителем прессы. Ликвидация завода «Автосвет» (будем называть вещи своими именами) проходила в атмосфере строжайшей секретности. Толковых объяснений по поводу будущего 1438 человек, работающих на нем, получить было невозможно. Все объяснения по этому поводу сводились к общим фразам в регулярно публикуемых пресс-релизах обладминистрации.
ОАО «ОСВАР» (г. Вязники) более молодое предприятие, существующее несколько десятков лет. К 1984 году завод становится крупнейшим поставщиком продукции на все автомобильные, тракторные, велосипедные, мотоциклетные и другие заводы СССР. Экспорт более чем в 20 стран мира - показатель высокого уровня в те годы. Завод и сегодня позиционирует себя как «современное, конкурентоспособное и высокорентабельное предприятие по выпуску автомобильных светотехнических приборов и автоэлектроарматуры». Однако, как сообщает в пресс-релизах собственник ОАО «ОАТ», планируется создание индустриальных парков на всех промышленных площадках холдинга, расположенных в 4 регионах РФ, в том числе и во Владимирской области. Сохранение выпуска светотехнической продукции на трех предприятиях группы приведет к остановке всех существующих заводов.
«К сожалению, современные требования к производителю автомобильной светотехники таковы, что ни одно из существующих в группе предприятий не соответствует им в полной мере. В связи с этим для организации современного производства была определена наиболее подходящая по территориальному расположению и инфраструктурной подготовленности площадка, находящаяся на территории ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» в Ульяновской области».
Но вернемся к судьбе киржачского завода «Автосвет». В связи с возникшей ситуацией его работники обратились в Законодательное Собрание Владимирской области. Вместо туманных обещаний они попросили помочь получить ясные и четкие ответы на интересующие их вопросы о будущем трудоустройстве. На прошедшей неделе председатель ЗС Владимир Киселёв встретился с генеральным директором ОАО «ОАТ» Михаилом Кучинским и директором по социальной и информационной политике Андреем Чебышевым. В ходе встречи Владимир Киселёв подчеркнул: «Мы понимаем, что ваши действия во многом вынужденные, тем не менее мы хотели бы получить гарантии, что вы делаете всё возможное, чтобы… обеспечить будущее полутора тысяч работников завода». М Кучинский подтвердил, что к лету производство на заводе «Автосвет» будет окончательно свернуто. На площадях завода, действительно, разместится индивидуальный парк, главным резидентом которого станет группа компаний «Русклимат». Что касается будущего трудоустройства персонала, им занимается специально созданная группа. Первая категория работников - 200 человек - станет обслуживающим пресоналом технопарка. Вторая - 350 человек - после соответствующей профессиональной подготовки получит приглашение на работу в производственные структуры «Русклимата». 386 пенсионеров будут уволены с выплатой 5 средних зарплат. Ещё 76 сотрудников, которые по закону имеют на это право, уйдут на досрочную пенсию.
Более 500 работников будут отправлены в вынужденный отпуск с выплатой двух третей от средней заработной платы до конца 2013 года. Согласно бизнес-планам «Русклимата» его производство в технопарке будет расширяться и потребует порядка 300 человек персонала дополнительно. Планируется также высококвалифицированным рабочим, специальности которых будут востребованы на других заводах по производству светотехники, предложить поменять место жительства. Таким образом удалось все же получить четкие и ясные ответы, которые были незамедлительно обнародованы, о будущем коллектива завода «Автосвет», но для этого понадобилось вмешательство Законодательного Собрания.
Понятно, что реалии сегодняшней экономики в стране и области диктуют жесткие условия. Невозможно содержать убыточное предприятие исключительно в целях социального благополучия. Но прошло ведь целых четыре года со времени первого, скажем так, кризиса, связанного с заводами «Автосвет» и «ОСВАР». А что было сделано для кардинального разрешения ситуации? Губернатор в 2009 году направлял тогдашнему собственнику проект некоего Соглашения по стабилизации ситуации на двух заводах по производству осветительных приборов. И ее, судя по всему, «стабилизировали», то есть законсервировали на четыре года. Теперь встала та же проблема, только уже на двух предприятиях сразу. За четыре года можно было начать серьезную модернизацию производства, пригласив в качестве инвесторов представителей все тех же мировых автомобильных гигантов, которым нужна подобная продукция. А наша областная исполнительная власть любит рапортовать о своей успешной инвестиционной политике. И в такой ситуации не зазорно было поделиться с инвестором частью пакета акций для того, чтобы освоить современные технологии. Разумеется, тут была необходима и, так сказать, политическая воля главы региона, кровно заинтересованного в сохранении рабочих мест на одной из проблемных территорий области, тот самый административный ресурс, но во благо. А если уж никак нельзя сохранить безнадежно устаревшее производство, то хотя бы ликвидировать его можно было менее болезненно, постепенно, поэтапно, оказывая людям помощь в трудоустройстве не сразу полутора тысячам человек, что весьма непросто. Ничего этого, к сожалению, сделано не было. А сегодня чиновники обладминистрации окутывают критическую ситуацию завесой тайны и распространяют победные реляции о создающихся технопарках (почему о них не возникали мысли 4 года назад?) и радужных перспективах светлого будущего…
Автор: Константин РОИК, Михаил ЛЕБЕДЕВ.
<Молва> 29/1. 2013 г.