Пятница, 22.11.2024
Киржачский информационный портал
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: $ерый, svetic, двойня  
Краеведение
OldcolorДата: Понедельник, 16.05.2011, 16:18:02 | Сообщение # 211
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Возвращаюсь к теме, наверное, самого знаменитого уроженца окрестностей Киржача - пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Недавно открыт новый сайт, посвященный изучению его жизни и наследия: http://prokudin-gorsky.org/
На нём можно прочитать иллюстрированную биографию Прокудина-Горского, а также о связях его рода с Киржачом и его окрестностями: http://prokudin-gorsky.org/rightpages.php?fname=bio
На форуме сайта есть специальная тема "Памятные места Прокудина-Горкого": http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=1&t=24
В ней предполагается уделять много внимания его киржачским корням, истории поместья Фуникова Гора.
Всех заинтересованных краеведов приглашаю к участию в этой работе!
 
stasДата: Понедельник, 23.05.2011, 10:55:59 | Сообщение # 212
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Репутация: 223
Статус: Offline
Википедия сделала поправку о месте рождения ПГ
<Серге́й Миха́йлович Проку́дин-Го́рский 18 (31) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя >
------------------
Раньше писали г.Муром.


Сообщение отредактировал stas - Понедельник, 23.05.2011, 14:32:24
 
OldcolorДата: Воскресенье, 29.05.2011, 22:05:48 | Сообщение # 213
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (stas)
Википедия сделала поправку о месте рождения ПГ
<Серге́й Миха́йлович Проку́дин-Го́рский 18 (31) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя >
------------------
Раньше писали г.Муром.


Википедия сама по себе ничего не может написать, это я поправил, исходя из новых архивных данных. Однако вопрос далеко не закрыт.
То, что Прокудин-Горский родился в поместье Фуникова Гора, можно считать доказанным. Однако не ясно, в каком из двух населенных пунктов, входивших в это поместье.
Ещё в том же прошлом году я заметил одну странность: на карте Менде (около 1850 г.) господский дом показан не в сельце Фуникова Гора, а у соседней деревни Хмелево. Тогда я подумал, что это, должно быть, дом соседнего помещика. Хотя оставался вопрос: а почему же тогда на карте не показан господский дом Прокудиных-Горских?
Сегодня я нашел в одном дореволюционном источнике информацию, что по состоянию на 1797 г. прадеду Прокудина-Горского Михаилу Ивановичу принадлежали сельцо Фуникова Гора и деревня Хмелево. Т.е., если господский дом на карте Менде довольно старый, то это и был дом Прокудиных-Горских и находился он в Хмелево! Правда в 1813 г., после кончины М.И.Прокудина-Горского, был составлен некий разделительный акт на поместье, так что вполне возможно, что Хмелево и Фуникова Гора оказались в руках разных наследников.
Когда я посетил осенью прошлого года деревню Фуникова Гора, то у меня было некоторое разочарование тем, что я не увидел ничего, что можно было бы определенно назвать остатками усадьбы. Есть дубрава, именуемая местными "сад", есть что-то похожее на заброшенные каскадные пруды, но никакой планировки, даже намёка на аллею. Где стоял господский дом, никто точно не мог сказать. Так может быть, усадьба Прокудиных-Горских находилась у д. Хмелево? И место рождения Сергея Михайловича (возможно, и его брата Владимира Михайловича) было именно там?
Очень надеюсь на помощь киржачских краеведов в разрешении этой исторической загадки. Жители Хмелево должны, наверное, что-то помнить об усадьбе.
 
stasДата: Понедельник, 30.05.2011, 08:47:23 | Сообщение # 214
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Репутация: 223
Статус: Offline
Здесь упоминается какой-то усадебный дом в Хмелево

http://sobory.ru/article/index.html?object=04564
 
OldcolorДата: Понедельник, 30.05.2011, 10:24:08 | Сообщение # 215
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (stas)
Здесь упоминается какой-то усадебный дом в Хмелево

http://sobory.ru/article/index.html?object=04564


Спасибо за информацию! С вероятностью 50% именно в этом "вывшем усадебном доме" и родился Прокудин-Горский. Очевидно, этот дом не сохранился, зато можно будет точно определить его место.
Мы стоим на пороге крайне важного и волнующего научно-исторического открытия. Можно ли связаться с кем-то из Скорбященского монастыря, чтобы узнать больше подробностей?
 
stasДата: Понедельник, 30.05.2011, 13:18:47 | Сообщение # 216
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Репутация: 223
Статус: Offline
Quote (Oldcolor)
Можно ли связаться с кем-то из Скорбященского монастыря, чтобы узнать больше подробностей?

Отправил в личку.
 
OldcolorДата: Понедельник, 30.05.2011, 14:49:02 | Сообщение # 217
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (stas)
Quote (Oldcolor)
Можно ли связаться с кем-то из Скорбященского монастыря, чтобы узнать больше подробностей?

Отправил в личку.


Спасибо!
Только что нашел:
Русский дипломатарий, Том 9. Антон Владиславович Антонов, Российский государственный архив древних актов. Археографический центр, 2003
Читаем:
Quote
В прошлом, во 175-м году, в сентября в 25 день бил челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу Матвей Прокудин. Прародительская ево вотчина в Володимерском уезде сельцо Хмелево с пустошми дана была в приданые за теткою ево за девкою Марьею Григорьевою дочерью Иванова сына Прокудина Якову Молвянинову. ...


А кто такой Матвей Прокудин? Смотрим поколенную роспись истории рода:

Quote
24/17. Матвей Григорьевич Прокудин-Горский (упом. 1678), стряпчий, вотчинник. За ним «село Боярово, Пустоярово, а Борбово тож».

Так, 175 год по старому это, если не ошибаюсь, 1667 г. Значит, всё совпадает. Тот самый Матвей Прокудин (конечно же, ещё не Горский) имел древнюю вотчину в сельце Хмелево (я ещё вчера обнаружил, что в отдельных дорев. источниках это именно сельцо, а не деревня).
 
stasДата: Понедельник, 30.05.2011, 17:20:12 | Сообщение # 218
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Репутация: 223
Статус: Offline
Мне интересен еще такой момент.
Отчего,когда появились сомнения,что ПГ родился не в Муроме?
Ведь в анкетах он писал место рождения Муром.
Соответственно и в биографии, в инете везде тогда писали этот город.


Сообщение отредактировал stas - Понедельник, 30.05.2011, 18:04:51
 
OldcolorДата: Понедельник, 30.05.2011, 19:50:23 | Сообщение # 219
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (stas)
Мне интересен еще такой момент.
Отчего,когда появились сомнения,что ПГ родился не в Муроме?
Ведь в анкетах он писал место рождения Муром.
Соответственно и в биографии, в инете везде тогда писали этот город.


Как я уже писал, в 2010 г. место рождения Прокудина-Горского было, наконец, установлено документально - найдена копия метрики. Его крестили в церкви Архангельского погоста (к которой относилось имение Фуникова Гора) через два дня после рождения. До Мурома - 230 верст. Это полностью исключает возможность рождения в Муроме. Также документально установлено, что родители С. М. Прокудина-Горского проживали в Муроме (в зимнее время). Поэтому у него были основания считать город родным для себя. Впервые упоминание о Муроме как о месте рождения в анкетах - 1918 г. Вероятно, это была попытка скрыть своё дворянское (помещичье) происхождение.
 
stasДата: Пятница, 10.06.2011, 16:46:56 | Сообщение # 220
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Репутация: 223
Статус: Offline
Немного о д.Хмелево. /Из инета/
-------------
Письмо к брату.

Дорогой братишка, добрый день.

Прошу прощения, что несколько задержался с этим пись­мом (скажем так), но фотографии и до­кументы, которые я для тебя приготовил уже довольно давно, требуют, на мой взгляд, опреде­лённых комментариев, которые необходимо было добыть и изо­бразить на бумаге.
Труд этот совсем непростой, и, я надеюсь, что ты его оце­нишь должным образом.
Но, для начала, как нас учили в школе, небольшое:

Вступление. Бахилины

Уже очень давно, ещё школьником, я заметил, что в нашей семье было как-то не принято разго­варивать о наших ближайших родственниках, как со стороны отца, так и со стороны мамы. Соз­дава­лось впечатление, что наши с тобой родители возникли в этом мире как-то сами собой, из пены мор­ской, аки Венус беспутная. Думаю, что и у тебя сложилось похожее впечатление.
Сначала, по молодости лет, я приписал это удивительное свойство характеров наших родителей элементарному равноду­шию к окружающим нас людям и ко всему миру в целом.
Известно, что мама наша, не в укор ей будет сказано, была человеком жёстким, истеричным и, по отношению к близким лю­дям, довольно агрессивным. В любой скандал она лезла легко, как бык на ворота. Поэтому, казалось, что и объяснение упомянутого равнодушия к людям и событиям, прямо не касающихся семейных дел, лежало где-то рядом.
Папа был человек очень добрый, покладистый, и очень любил маму, эта любовь была его вели­ким счастьем, но, как мы оба понимаем, великое счастье обычно ходит рядом с большой бедой, и на общее положение дел эта его любовь повлияла мало, а, возможно, и вообще никак.
Но, позднее, по зрелому размышлению, я понял, что здесь всё не так просто. И что эти свойства характеров, являются не причиной этого видимого равнодушия, а следствием гораздо более мощного чувства - неизбывного и постоянного Страха за жизнь своих близких, (то есть нашу с тобой, в пер­вую очередь), и за свою собственную, (думаю, что это было чувство второго плана).
Дело дошло до того, что, когда в 1969 году в Питер прие­хала наша с тобой хмелевская тётя - Анастасия Михайловна Тяби­на (совершенно прелестная старушка, очень похожая на папу), ро­дители поначалу даже не захотели пустить её в дом, (они жили тогда на Куликовской улице). Моё решитель­ное вмешательство, (я заявил, что забираю тётю Настю к себе в Колтуши), заставило их очухаться и прекратить этот позор.
Тётя Настя прожила у них с неделю, и я много поговорил с нею и много чего узнал о наших родственниках, живших как в са­мом Хмелеве, так и уехавших в разные другие места.
В частности, я узнал, что в XIX веке в деревне Хмелево жили всего две фамилии - Колесниковы и Емельяновы, Бахили­ным стал называться наш с тобой прапрадед. Деда, - Михаила Емельяновича Ба­хилина, именовали иногда по старинке Емельяно­вым. Сельский поп (тоже, естественно, Емельянов) именовал на­шего отца, когда тот учился в церковно-приход­ской школе, тоже Иваном Емельяновым.
Колесниковы, помимо хлебопашества, строили телеги и штучные колёса для московских карет, а Емельяновы занимались плотницким и столярным делом. Поскольку дело это требовало заготовки древесины в больших количествах, которая происходи­ла, в основном, зимой, Емельяновы шили (снача­ла только для себя, а затем и на продажу), бахилы - высокие холщёвые сапоги, кото­рые одевались по­верх лаптей, обычных сапог или валенок. Голе­нища бахил крепились ремешками на поясе.
Отсюда и наша фамилия.
Интересно, что в странах, в которых распространены при­способления, защищающие обувь от каких-либо внешних воздей­ствий, имеются и фамилии, подобные нашей. Во всех европейских языках существуют слова, звучащие примерно одинаково - botas - боты - это прямой аналог бахил. Испан­ские botas - на мексикан­ском диалекте - это кожаные ботфорты, крепящиеся ремешками к поясу, и за­щищающие ноги всадника от пыли и грязи.
Вообще-то, Бахилиных на Руси, по данным Internet, как оказалось, великое множество, правда, населяют они, в основном, районы северо-восточной России, (Владимирская губерния - самая южная часть этого района), и Белоруссию.
Из самых известных наших родственников из села Хмелево могу указать на народного артиста России Юрия Николаевича Медведева, нашего с тобой троюродного брата, (родился в 1920 году, - жив ли, - не знаю). Его дед, Николай Евдокимович Бахилин приходится нашему деду, Михаилу Евдокимо­вичу, родным бра­том. Николай Евдокимович в 1930 году был раскулачен (имел собственные мельницу и маслобойню) и дальнейшая его судьба мне неизвестна. Естественно, с раскулаченными родственни­ками наши родители не имели никаких связей.
Почти все мужчины села Хмелево, которые не попали под раскулачивание, сгинули в Великой Войне.
Спрашивается:
Чем же таким занимались наши предки Бахилины, что род­ства с ними приходилось так смер­тельно и позорно бояться?
Вот тут-то мы и подходим вплотную к разгадке этой нашей семейной тайны.
Тётя Настя сказала мне, что в деревне Хмелево никогда не было бедных, а, тем более, нищих! Это было богатое русское село, населённое людьми, которые уже во многих поколениях не были рабами, потому что, будучи вначале "государевыми кре­стьянами", давно выкупили себя и свои се­мьи из крепостной зависимости, - ещё до освобождения крестьян в 1862 году!
Село Хмелево было прекрасно из конца в конец. Продукты своего труда крестьяне продавали на ярмарках Кир­жача и Влади­мира. Хмелевские рыжики поставлялись в мос­ковский ресторан "Славянский базар". Их собирали, в основном, дети, тётя Настя, в частности. За литровую молочную бутылку рыжиков, (гор­лышко бутылки служило "калибром"), грибник получал от скупщика пять копеек. В то время это были большие деньги! Особенно, если учесть, что собирать рыжики можно было пудами.
В деревне была школа, прекрасная церковь, земская боль­ница, маслобойня и кузница у семьи Кузнецовых, естественно. Это было село настоящих мастеров, независимых и свободных людей, при­выкших и умевших работать как артелью, так и вполне самостоятельно. Людей, знавших себе цену и уверенных в себе.
Весной 1918 года почти все мужики, кроме глубоких ста­риков, ушли из села на заработки. Это был, на мой взгляд, мудрый и глубоко продуманный шаг. Мужики решили не проводить сев, а средства к существованию добыть себе пролетарским трудом. Они уже догадались, что хлеб всё равно отберут, в любом случае. Уход же на заработки в провинцию, давал им не только возмож­ность заработать, но и уйти, на некоторое время, от неизбежной мобилизации, которая означала в то время почти верную смерть.
Как тебе, наверное, известно, все наши Бахилины в составе артели из пяти человек, включая ещё и одного печника, ушли в Шатурский уезд Московской губернии. Там они вначале ставили избы, а за­тем, когда заказчики обнищали, устроились на работу в Государственную Шатурскую опытную стан­цию бондарями, где изготовляли чаны и кадки для консервации продукции этой самой Опытной стан­ции.
О качестве работы этой артели и о темпах этой работы все современные нам плотники могут только мечтать. По рассказам папы, в первый день артель ставила сруб, второй день печник ра­ботал печь, третий день изба подводилась под крышу, четвёртый и пятый - настил пола и внутренняя отделка. И всё. Дом готов. Бы­стрее, чем Господ Бог сотворил мир!
В любом нормальном обществе и государстве такие масте­ра просто физически не могли быть бедными!
Ограбить село Хмелево сходу не вышло - все семьи села оказались пролетарскими! К великому сожалению, только сходу. В период коллективизации село было практически уничтожено...
М.Бахилин.2002г.
---------------------

Добавлено (08.06.2011, 23:13:26)
---------------------------------------------
Многие историки и краеведы работают с картами Менде (1850 г.)
Есть в электронном виде в интернете и Владимирская губерния (1 верстка и 2-ух верстка)
См. г.Киржач: Киржачъ
1. р.Киржач напротив Кручи раздваивалась.
2. меднолатунный завод(около сегодняшной меб. ф-ки)
3. д.Шустово (ныне не существует)
4. обозначение (ц.з.) -церковная земля.
5. красные крестики на реке вероятно плотины.


Сообщение отредактировал stas - Суббота, 11.06.2011, 10:20:33
 
Ditrich2010Дата: Вторник, 14.06.2011, 00:30:24 | Сообщение # 221
Эксперт
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 795
Репутация: 46
Замечания: 0%
Статус: Offline
Обращаюсь к участникам форума вот с таким вопросом. У кого-нибудь имеются фотографии церкви Успения Пресвятой Богородицы, находившейся на погосте Кумош?Или может кто-нибудь знает, где они могут находиться?Книга Басурина не в счет, поскольку имеющиеся в ней фотографии у меня есть.

Добавлено (14.06.2011, 00:30:24)
---------------------------------------------
и еще. Ищу отчет о деятельности Покровского общества пчеловодства за второй год существования (1906-1907) Владимир на Клязьме типолитография губернской земской управы 1907 г.


http://kiro.ipb.su
 
MoiseyДата: Вторник, 21.06.2011, 11:01:24 | Сообщение # 222
Продвинутый
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 98
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
Ditrich2010, повесьте, пожалуйста, тут фотографию из книги Басурина. Мне было бы интересно посмотреть на "живой" Кумыш.
 
stasДата: Вторник, 21.06.2011, 16:42:29 | Сообщение # 223
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Репутация: 223
Статус: Offline
Quote (Moisey)
двойня, название места женского рода?.. Мой дед всегда склонял это название в мужском роде. А он - из Акулова

Название : П.Кумашъ
Выяснил по карте Менде 1850г.
http://kirzhach33.com/photo....-0-1763

Quote (nik)
У многих населенных пунктов Киржачского района есть своя интересная история или легенда происхождения названия. Так, например, по народным преданиям, записанным краеведом А.И. Басуриным, важную роль в истории нашего края сыграло местечко Кумош. Здесь в далекой древности стояла часовня и при ней двор монастырский, здесь, по-видимому, содержали какое-то время телят, перегоняемых из дальних деревень в Троице – Сергиеву лавру.
Неподалеку расположена на тракте деревня Тельвяково («телячий вяк») Карина Янцен


д.Тельякова(это сейчас д.Тельвяково) думаю,что по топониму ,никакие там телята не вякали)

Возможно, у Басурина не было этой карты(Менде)


Сообщение отредактировал stas - Среда, 22.06.2011, 19:25:26
 
Ditrich2010Дата: Вторник, 21.06.2011, 18:17:00 | Сообщение # 224
Эксперт
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 795
Репутация: 46
Замечания: 0%
Статус: Offline
Чтобы не имелись сомнения:
Прикрепления: 5856462.jpg (7.8 Kb)


http://kiro.ipb.su
 
Ditrich2010Дата: Вторник, 21.06.2011, 18:23:25 | Сообщение # 225
Эксперт
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 795
Репутация: 46
Замечания: 0%
Статус: Offline
И еще:

Добавлено (21.06.2011, 18:23:25)
---------------------------------------------
Думается Переславская Духовная консестория знала лучше как правильно назывался приход входящий в ее епархию. Для справки погост Кумы(о)ш, как и близ лежащие деревни Тельвяково и Акулово на 1750 год входили в ее состав. Пишу книгу про это приход, встретил несколько сот упоминаний про эти населенные пункты, и каждый раз, начиная с середины 18 века, названия постояно трансформировались, то есть то так, то эдак.
Прикрепления: 4574834.jpg (18.9 Kb)


http://kiro.ipb.su

Сообщение отредактировал Ditrich2010 - Вторник, 21.06.2011, 18:43:54
 
Поиск:

Киржач © 2024