Рябовы
|
|
derevschikov | Дата: Понедельник, 12.09.2016, 20:58:40 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| В этой теме я постараюсь нарисовать родословную Рябовых в XVII-XVIII вв (XIX век есть в "базе"). Рябовы - мои предки по линии "Доброхотовы-Шиголевы". Был среди Рябовых и первый градской голова Киржача.
Отдельно расскажу про Ивана Васильева сына Рябова (р.ок 1781 г.), т.к. нашёл очень интересные факты о его жизни в Сергиевом Посаде.
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
|
|
| |
derevschikov | Дата: Понедельник, 12.09.2016, 21:55:37 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| Первые Рябовы:
служебник Иван Васильев (р.ок.1664) впервые встречается в описи Киржачского монастыря 1701 г. среди служебников: "Ивашко Васильев, у него дети Афонька, Васька, Никишка" Их примерный возраст узнаём из переписи 1705 и 1719-21 гг., где Иван Васильев снова среди монастырских служебников. У младшего сына Никифора был сын Иван. Я полагаю, что служебник Иван Никифоров в исповедке-1739 - это сын Никифора Иванова.
Когда появилась фамилия?
Впервые фамилия появляется в документах у Ивана Никифорова в 1752 г. И он пока ещё не Рябов, а Юрин. Вот ссылка на историю про Ивана и его двух братьев, которую я ранее подробно описывал: http://www.kirzhach33.com/forum/38-272-55#54519
А у четвёртого их брата Гаврилы фамилия была Рябов. Так будут записаны его вдова и дети после образования города в 1778 г. Сын Гаврилы - Михаил Гаврилов сын Рябов - первый городской голова Киржача в 1779 г., а затем - бургомистр ратуши. Подробнее я писал здесь: http://www.kirzhach33.com/forum/38-1317-4#58564
Младший брат Михаила - Андрей позже тоже был бургомистром и выбирался гласным думы.
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
|
|
| |
derevschikov | Дата: Вторник, 13.09.2016, 00:36:59 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| А теперь очень интересная находка!
Публикую отрывки из статьи Н.А.Четыриной "Живописная мастерская в Сергиевом Посаде в начале XIX в.", которая была опубликована в сборнике "Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России" (материалы IV Международной конференции, 29 сентября - 1 октября 2004 года).
"...Свидетельством востребованности светской живописи городскими обывателями являются документы, обнаруженные в Книгах записи условий и контрактов ратуши Сергиевского посада — тексты двух дословно воспроизведенных договоров за 1807-1808 гг.
Прежде всего, это контракт 1807 г. о найме на двухлетний срок купцом Сергиевского посада Игнатием Дмитриевым сыном Рощиным Владимирской губернии Киржацкого посада купеческого сына Ивана Васильева сына Рябова. Он обязывался «по своему художеству жнвописнаго искусства писать разныя исторические картины и разные портреты и словом сказать, что ему Рощину угодно будет» (ЦИАМ ф.73, оп.2, д.15, лл.11-11об.) Этот контракт фактически свидетельствует о функционировании в Посаде постоянно действующей живописной мастерской с наемным работником. При этом в качестве наемного живописца выступает не получивший профессионального образования в специальном учебном заведении художник, а купеческий сын, скорее всего, практически обучившийся навыкам мастерства... ...Вполне соответствует принципам цехового ремесла дополнительное условие договора — обязательство работника обучить живописи брата хозяина Ивана Дмитриева сына Рощина как сам Рябов умеет, «отнюдь не скрывая своего искусства». Видимо, такой пункт контракта не вызывал сомнения у обеих сторон и способностях Ивана Рощина к «живописному художеству». Возможно, но объяснялось наличием некоторых навыков у ученика, а также существованием определенного набора приемов живописи, овладения которыми вполне хватало доя копирования каких-то удовле-творявших потребителя образцов. Разумеется, ни возможности непрофессионального учителя, ни срок обучения не могли даже в принципе ставить задачу создания учеником собственного художественного, а значит, единичного произведения.
Подобный уровень вполне удовлетворял потребностям довольно значительного слоя русской провинции, к числу которой можно отнести мелкопоместное дворянство, чиновников, городское духовенство, состоятельных прёдставишелей; тяглых городских сословий (купцов, мещан, цеховых). Принадлежность производителя и потребителя к одной среде — черта, характерная для городского провинциального искусства. В такой ситуации заказчик проявляет равнодушие к художнической индивидуальности, а сам автор осознает себя не столько «артистом», сколько ремесленником. Именно поэтому хозяин — И. Д. Рощин — определял ассортимент производимых картин, он же обеспечивал работника всеми необходимыми материалами, кормил за свой счет и выплачивал зарплату («учинял расчет») помесячно из расчета 150 рублей в год.
Названная в контракте продукция — произведения станковой живописи светского содержания. К сожалению, в нем не обозначены ни сюжеты картин, ни персоны предполагаемых портретов. В данном случае важным является уже само подразделение живописи на жанры... ...Насколько успешным было функционирование такой мастерской у купца Рощина, сказать сложно. Форма оплаты труда живописца при условии, что количество и размер картин не оговорены, не способствовала интенсификации работы мастерской. Судя по всему, срок контракта с живописцем Рябовым закончился уже через год, вместо предполагаемых двух лет. При этом сама идея существования мастерской светской живописи, работавшей исключительно на рынок, была жизнеспособной. В пользу этого утверждения свидетельствует другой контракт с тем же исполнителем."
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
|
|
| |
derevschikov | Дата: Вторник, 13.09.2016, 00:52:53 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| (продолжение)
"В 1808 г. был заключен договор между купцом Сергиевского посада Василием Герасимовым сыном Дудиным и тем же Иваном Васильевым сыном Рябовым, но значившимся уже киржачским мещанином (ЦИАМ ф.73, оп.2, д.17, л.24). По нему мещанин Рябов договорился поставлять в лавку Дудина живописные произведения определенного ассортимента, размера и цены в течение одного года. Судя по всему, Рябов выступает уже как самостоятельный хозяин, так как в договоре он обязуется «употреблять на оныя парусину, краски и рамы собственно моим Рябовым коштом, не требуя от него Дудина ничего на оное». Купец Дудин по этому договору имеет монопольные права на реализацию производимой Рябовым продукции. За несоблюдение этого условия полагался штраф в 25 рублей — сумму в 4 раза превышавшую стоимость самого дорогого образца. Видимо, сомнений в затоваривании у купца Дудина не было. В оплате труда сочетались два принципа: часть суммы выдавалась вперед, а часть — после сдачи картин в лавку в размере половины договорной цены. При этом другая половина шла в зачет выданного аванса. Такая прогрессивная форма оплаты ставила доход производителя в зависимость от количества и качества изделий, а также и от уровня продаж.
Из этого документа следует, что предлагаемые портреты создавались не по индивидуальным заказам конкретных лиц, а как продукт массового спроса для реализации в лавке анонимным покупателям. Они писались серийно и по определенным образцам (возможно, гравированным), т. е. не были самостоятельными произведениями искусства. Следовательно, данная живописная мастерская функционировала на общих принципах ремесленного производства...
...Но, пожалуй, самое замечательное - это сам ассортимент картин, которые Рябов обязуется поставлять в лавку Дудина. Приведём его полностью: "Картины Божьей Матери в 1 аршин 6 р., портреты Государя Императора всероссийского в аршин 3 р. 50 к., Платона Митрополита Московского большие 3 р. 50 к., а малые на парусине и тике 1 р. 50 к., портреты цприц Натальи Кириловны, Евдокии Фёдоровны, французския королевы Марии Терезии... и прочия мерою в 1 аршин по 1 р. 75 к., большия ж портреты царицы Евдокии... по 2 р. 50 к. Сверх же сего, если от него Дудина вновь приказано будет написать, то по неимению оных в работе иметь торг особо от вышеписанных цен полюбовно". (ЦИАМ ф.73, оп.2, д.17, л.24)
..."
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
Сообщение отредактировал derevschikov - Среда, 14.09.2016, 17:33:39 |
|
| |
derevschikov | Дата: Вторник, 13.09.2016, 21:42:30 | Сообщение # 5 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| Ещё один момент, на который я обратил внимание. В исповедке-1810 записано, что И.В.Рябов 3 года проживает в Москве. Ему на тот момент 28 лет. Следом за Рябовыми идёт семья Соловьёвых. А.П.Соловьёв (24 года) с братьями по данным этого документа тоже 3 года проживает в Москве.
А сейчас мы узнаём, что И.В.Рябов в это время работает художником в Сергиевом Посаде. А.П.Соловьёв же в это время должен был обучаться иконописи при Троице-Сергиевой Лавре. Время обучения нам неизвестно. Про учёбу знаем со слов Токмакова.
Рябов и Соловьёв - купеческие дети, примерно одного возраста, рисуют в Сергиевом Посаде. Возможно, в Москве они и не жили. Мне какие-то параллели видятся в этом.
Начало XIX века - период для Киржача практически не изученный. Любая информация - на вес золота
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
|
|
| |
двойня | Дата: Среда, 14.09.2016, 16:09:53 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 1466
Статус: Offline
| Цитата derevschikov ( ) "В 1908 г. был заключен договор между купцом Сергиевского посада Василием Герасимовым сыном Дудиным и тем же Иваном Васильевым сыном Рябовым.... Ошибка в дате, наверное в 1808 г.????Добавлено (14.09.2016, 16:09:53) ---------------------------------------------
Цитата derevschikov ( ) Мне какие-то параллели видятся в этом. Согласна с тобой, Саша. Что-то их связывает? Может быть при ТСЛ были своеобразные "курсы" живописи. И киржачских купеческих детей отправляли туда на учебу - тогда же не было "высшего образования". А тут - какой-никакой, а все-таки "хлеб".
Любящая свою Родину - Киржач.
|
|
| |
derevschikov | Дата: Среда, 14.09.2016, 17:39:17 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| Цитата двойня ( ) Ошибка в дате, наверное в 1808 г.???? Спасибо, исправил.
Цитата двойня ( ) Может быть при ТСЛ были своеобразные "курсы" живописи. И киржачских купеческих детей отправляли туда на учебу - тогда же не было "высшего образования". А тут - какой-никакой, а все-таки "хлеб". Похоже, что так.
Вот статья про художника Рябова целиком: https://yadi.sk/d/dI_UscXLvAAvh
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
|
|
| |
двойня | Дата: Среда, 14.09.2016, 17:41:45 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 1466
Статус: Offline
| Цитата derevschikov ( ) Вот статья про художника Рябова целиком: Спасибо - прочту.
Любящая свою Родину - Киржач.
|
|
| |
derevschikov | Дата: Пятница, 16.09.2016, 12:32:44 | Сообщение # 9 |
Профи
Группа: Проверенные пользователи
Сообщений: 1899
Статус: Offline
| Интересна дальнейшая судьба художника И.В.Рябова и его семьи. Но тут пока много загадок.
Исповедная роспись 1810 год:
Василий Гаврилов (Рябов) 58 лет ... (его сын:) Иван 28 лет ... У Ивана жена Аксинья Никитина 27 лет сын их Яким 7 лет
Аксинья Никитина - дочь купца Никиты Киселёва (про него подробнее в теме "Деревщиковы и Киселёвы")
Исповедная роспись 1824 год:
Солдатка Аксинья Нититина Ряб.вд. (Рябова, вдова) 43 года ... ... Василий Гаврилов Рябов 71 год ... Василью Гаврилову внук Яким Иванов хол. (холост) 22 года
Из этого документа я делаю вывод, что художник Иван Рябов умер, а перед этим успел побывать солдатом. Как художник, которому в 1810г. было 28 лет, попал в армию? За провинность или он участвовал в событиях 1812 года?
Ещё меня очень запутало вначале то, что в исповедке-1824 вдова Аксинья Нититина и её сын попали на разные страницы в разные разделы (солдатки и мещане).
Исповедная роспись 1834 год:
Солд. Аксинья Нититина вд. 54 года ...
А вот её сына Якима Иванова в исповедке нет. Где он находится, похоже, не знают даже в Киржаче. В журнале Киржачской городской думы сохранилась запись от 26.01.1832г.: 1.Предписание о употреблении законных мер к взысканию со сдешних мещан за 2-ю половину истекшего 1831года казенных податей. 2.Отношение переславской градской полиции, коим извещает что сдешний мещанин Яким Рябов в г.Переславле на жительстве не находится.
Ищут киржачского мещанина Якима Рябова по разным городам, чтобы он казенные подати за прошлый год заплатил, но его место проживания неизвестно.
-----------------------
Яким Иванович Рябов вновь появится в Киржаче в исповедке-1842. У него семья и дети. Известно, что он был гласным Киржачской думы в 1851 и 1853 гг.
А вот в исповедке-1860 Яким Иванович указан с фамилией Киселёв - дев.фамилия его матери. Его семья записана рядом с родственниками Килесёвыми. Вначале я думал, что это ошибка. В исповедках часто встречаются ошибки. Но похоже, что фамилия у его семьи действительно была двойная.
http://www.kirzhach33.com/forum/38-1428-5#57215
Деревщиковы, Шиголевы и Доброхотовы из Киржача XVII-XXвв
|
|
| |
stas | Дата: Пятница, 16.09.2016, 17:03:23 | Сообщение # 10 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Статус: Offline
| Рябовы жили на ул.Большая Московская(ныне ул.Гагарина) ,их дом был на месте ,где сейчас гостиница Шерна или рядом. Середина 20 века.
|
|
| |
Sosed | Дата: Вторник, 26.12.2017, 18:27:39 | Сообщение # 11 |
Бывалый
Группа: Пользователи
Сообщений: 204
Статус: Offline
| Из Исповедных ведомостей церквей Сретенского сорока г. Москвы за 1860год (ЦГАМ ф. 203 оп. 747 д. 1798) л.619 №23 ц. Петропавловская, что в Новой в Басманной / Священник Протоиерей Петр Матфеев Терновский л.648об 49 Дом Московскаго купца Старообрядца Василия Михайлова Щедрина Живущие в оном: 582 Киржатский мещанин Илья Александров Рябов 36 654 Жена его Аграфена Васильева 31 Дети их 583 Александр 14 655 Анна 9 656 Александра 6 657 Елена 2 658 Анастасия 6 месяц. ... 463 Киржатская мещанка девица Евдокия Александрова 32
Ищу Чушкиных, Загоновых
Сообщение отредактировал Sosed - Вторник, 26.12.2017, 18:29:49 |
|
| |