СТРОМЫНКА
|
|
двойня | Дата: Среда, 10.02.2016, 09:14:44 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 1466
Статус: Offline
| П.П. Копышев "К ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ТРАКТОВ ВОСТОЧНОГО ПОДМОСКОВЬЯ И ЗАМОСКОВЬЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСЫ И ЭКСТРАКТЫ)" - написано интересно. Есть материалы о Стромынке. Я не знала об этом авторе. Вот небольшая выдержка:
"Чтобы яснее представить себе тип трактового возчика, или обозника, можно за некий образец их взять монастырских возниц конца ХVII века. Так, например, один из документов суздальского Покровского женского монастыря говорит о поездке монастырских служников (рабочих) в Москву за связным (видимо для стройки) железом в феврале 1690 года. Ехали эти служники (двое или трое в документе не указано) через Юрьев и село Киржач и далее через Стромынь. В дороге туда и обратно, один из служников, видимо старший из них, Федор Селецкой, вел учет расходуемых в дороге монастырских денег для отчета по возвращении домой. Приведенные ниже выписки из этого документа интересны с нескольких точек зрения, а именно: 1) какое время затрачивалось на зимний путь от Суздаля до Москвы; 2) какой длины могли быть дневные перегоны от одного ночлега до другого, как порожняком, так и с кладью (из Москвы) и 3) характер питания (харчевания) возчика в пути зимой. Вот выдержки из этой отчетной "росписи", которая начинается вестись от города Юрьева (видимо, от Суздаля до Юрьева у возниц хватало своего монастырского запаса продовольствия): "…В Юрьеве Польском куплено рыбы полълыка, 40 дано четыре алтына четыре деньги, пролубного 41 две деньги, пещурков (мочальные кульки - П.К. ) на две деньги, постоялого (плата за услуги на постоялом дворе - П.К. ) дало две деньги, квасу на четыре деньги; того же числа (было это 19 февраля ст.ст. - П.К.) в селе Ильинском ночевали (перечисляются такие же примерно расходы, как и в Юрьеве - П.К.). Февраля в 20 день в деревне Желдыбине кормили лошадей, сена куплено ... ( многоточия в тексте означают мои пропуски - П.К. ) квасу ... пролубного две деньги, того же числа в селе Стромыне ночевали (снова такие же расходы - П.К. ) ... Февраля в 21 день на Клязьме (речь идет о селении, а не о реке - П.К.) кормили ... в селе Пахра мимоездом квасу выпили на одну деньгу; того же числа приехав к Москве сена куплено ... хлеба ... квасу ... калачей ... Февраля в 22 день на Москве же куплено сена ... четырнадцать ужищей (веревки для увязки клади - П.К.) дано два алтына две деньги, долгих оглобель под связи (т.е. под длинные полосы купленного связного железа - П.К.) дано десять денег. Февраля в 23 день поехав с Москвы куплено хлеба ... того же числа на Клязьме (селение - П.К. ) ночевали. Февраля в 24 день в селе Стромыни кормили ... за кашу две деньги; да монастырскому (Стромынского монастыря - П.К. ) Михаилу Гостеву дано три алтына две деньги лошади ево на кормь, потому что лошадь ево везучи связное железо устала; того же числа в деревне Храпкове ночевали, овса куплено маленько ... да мимоездом в селе Киржаче хлеба куплено ... Февраля в 25 день в деревне Лодыгине кормили, сена и квасу и пролубного и за кашу просорено (т.е. истрачено - П.К. ) три алтына две деньги и те монастырские деньги просорены все. К сей росписи ... слуга Федор Селецкой деньги два рубли двадцать три алтына две деньги ( т.е. 2 рубля и 70 коп. на современный счет - П.К.) с товарищи посорили и руку приложил". (К.Тихонравов. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии. М., 1857, стр.179.)"Добавлено (10.02.2016, 09:14:44) --------------------------------------------- Случайно набрела на этот ресурс: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic....t.html
Любящая свою Родину - Киржач.
Сообщение отредактировал двойня - Воскресенье, 09.08.2015, 08:14:54 |
|
| |
TIKA | Дата: Среда, 23.03.2016, 10:31:57 | Сообщение # 2 |
Продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
| http://ok.ru/group56290952413223/album/56756621344807/600470780711 Дорога на Руси, которой больше тысячи лет.
Сообщение отредактировал TIKA - Среда, 23.03.2016, 10:37:04 |
|
| |
TIKA | Дата: Среда, 23.03.2016, 14:04:01 | Сообщение # 3 |
Продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
| По выходе из Москвы, Стромынка на всем своем протяжении пролегала по трем древним уездам: Московскому, Переславль-Залесскому к Юрьевскому, пересекая примыкавшие к Москве дворцовые земли, тянувшие к селу Тайнинскому. А пройдя через них, дорога Стромынка пересекала Пехорский, Бохов, Воря и Корзенев станы, волость Черноголовль, станы Шеренский, Борисоглебский (ранее Марининская вол.), Кодяев, Кривцов, Шуткин и Золоцкой, после которого Стромынка входила в Юрьев-Польский, сливаясь в нем с прежней старой дорогой на Суздаль и Владимир.
За Преображенской (на этом месте впоследствии стала застава с площадью) дорога шла через Черкизово, которое в конце прошлого столетия также вошло в черту Москвы, и далее в направлении на Медвежьи озера, мимо которых ныне проходит Щелковское автошоссе. Выйдя из Черкизова, Стромынка направлялась через деревни Колотино, Щетниково (Щитниково), Лупина (Лупиха), через села Никольское и Пехра, дер. Жеребцы, и пройдя северным берегом Медвежьих озер, оставляя влево село Щелково (ныне город – район, центр Моск. обл.), уходила далее на северо-восток через село Анискино, дер. Гайково, Мизинова, Дядькина, Черноголовка, Обухова (Обуховская), село Коровицино (ныне Стромынь), дер. Чёрново (Чёрная) и Ново-Александровка (ныне д. Мелёжа), которая возникла на этом тракте во "Французский год" (1812 г.) поселившимися тут беженцами из Смоленской губернии. http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ....-0-1832
|
|
| |
stas | Дата: Среда, 06.09.2017, 11:59:29 | Сообщение # 4 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Статус: Offline
| Найдено в инете:
<Пока продолжу про Стромынский тракт. Сразу скажу, что копать там в большинстве мест давно уже нечего, но не в этом суть... На Владимирщине, особенно в заросших лесом и болотистых местах, он до сих пор здорово сохранился. На некоторых участках между Киржачом и Юрьев-Польским видна вся структура дороги. Поражает, когда в непролазных дебрях видишь огромные насыпи, канавы, перекрестки... В целом сохранившийся профиль тракта подходит под стандарты, принятые для почтовых дорог в начале 19 века: "...По правилам устройства почтовых дорог, утверждённым в 1817 году указом Александра I, под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных берёзовых аллей. Берёзовые аллеи, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время..." Дополнительно к описанному в правилах, иногда, чаще в болотных местах, Стромынский тракт ограничивают с двух сторон узкие насыпи-"тротуары". Предполагаю, что в основном "тротуары" служили защитой от половодий, а также были удобными сухими тропами для пешеходов.>
Сообщение отредактировал stas - Среда, 06.09.2017, 12:01:39 |
|
| |
stas | Дата: Среда, 06.09.2017, 12:58:09 | Сообщение # 5 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Статус: Offline
| В деревне Старая сохранилось булыжное мощение. Такое же мощение сохранилось и в селе Флорищи.
https://yandex.ru/maps....sermaps
Сообщение отредактировал stas - Среда, 06.09.2017, 13:01:01 |
|
| |
stas | Дата: Среда, 06.09.2017, 13:18:22 | Сообщение # 6 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Статус: Offline
| "Дорога из Москвы в Шую (Стромынский путь) проходит по уездам: Покровскому, Юрьевскому, Суздальскому, Шуйскому, через заштатный город Киржачь и уездный Юрьев. От границы Богородского уезда, Московской губернии, до Киржача, дорога проходит лесом, по местности ровной, грунту - частiю песчаному, частiю суглинистому; около д. Дубков и от д. Храпкова к г. Киржачу перерезывают ее болотные жилы: в первом месте на 3/4 верст., а в последнем на две вер. - устланные бревенчатым накатником. Мосты на реках построены на сваях постоянные, а именно: через р. Мележи, 23 саж. длины; через р. Старицы, 24 саж. длины; через р. Шерну 40 саж. длины с ледорезами и наконец между д.д. Филиповским и Дубками, через пойму низкий на сваях мост в 460 саж. длины.
От Киржача в Юрьев местность заметно возвышается, и по мере приближения к последнему становится волнистою; 2/3 протяжения от Киржача дорога проходит лесом; грунт земли серый. Пересекающие дорогу реки: у г. Киржача, речка Киржачь, на ней мост в 33 саж. длины, а весною во время разлития реки - паром; в двух верстах от Киржача через р. Вондюимку, мост 20 саж. длины и вслед за тем каменная мостовая 210 саж., через болотную жилу; у с. Ильинского через р. Пекшу мост 24 саж. длины. От Юрьева до Гавриловского посада дорога идет почтовым трактом из Переславля во Владимир. От Гавриловского посада до станции Золотницкой Пустыни дорога (23вер.) идет открытыми местами, а остальное пространства частию сосновым , частию еловым лесом по чернозему с примесью глины. Через р.Нерль, близ с. Кибергина, летом дорога переходит по мельничной плотине, а весною до падения воды ходит паром. От Золотницкой Пустыни до г. Шуи дорога идет почтовым трактом из Владимира в Шую. По этой дороге , особливо зимой тянется много обозов с материалами, закупаемыми в Москве для фабрик вышеозначенных уездов и с товарами из Москвы же на ярмарки: Шуйскую, Холуйскую., Ковровскую и проч.; и так как этот пусть есть кратчайший, в сравнении с другими, то многие во избежании шоссейных сборов оравляют по нему и летом обозы с товарами; эта же дорога соединяет Москву с промышленную Вологодскою губернией. Часть ее, от Юрьев-Польскоо до Шуи, составляет этапный путь."
Источник: "Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том 6. Владимирская губерния. 1852г."
Сообщение отредактировал stas - Среда, 06.09.2017, 13:53:32 |
|
| |
stas | Дата: Среда, 06.09.2017, 13:51:06 | Сообщение # 7 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Статус: Offline
| <Практической частью мы называем то, что может быть использовано и реализовано по предложениям участников проекта. Предложения могут касаться как установки памятных знаков, памятников, мемориальных досок, так и модернизации, улучшения (спрямления, объезды и т.п.) трассы, размещения мотелей, беседок, мест отдыха и т.п., благоустройства исторических и природных уголков. Сюда же можно отнести составление коллективной монографии и атласа Стромынского тракта, путеводителей по тракту и отдельным его частям (Москва-Киржач, например, или Иваново-Юрьев), планы экскурсий и реализацию этих экскурсий, и даже план музеефикации тракта (пояснительные тексты, плакаты, указатели, названия и оформление торговых точек и т.п.).
В целом, важно задуматься над тем, что можно было бы назвать «туристофикацией» дороги, всего этого направления, и в принципе даже продумать разнообразные варианты частичного использования и знаменитого «Золотого кольца», коль они пересекаются. Такими вариантами становятся, например, маршруты Москва – Киржач – Юрьев-Польский – Ополье – Суздаль – Владимир – Москва или Москва – Киржач – Юрьев-Польский – Переславль – Москва. Кроме всего прочего, в таких случаях в туристический и паломнический обиход входит уникальный, но до сих пор недостаточно освоенный в указанных отношениях район Владимирского Ополья.>
http://www.bogorodsk-noginsk.ru/news/StromTrakt.html
Сообщение отредактировал stas - Среда, 06.09.2017, 13:56:02 |
|
| |
stas | Дата: Среда, 06.09.2017, 14:12:57 | Сообщение # 8 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 4284
Статус: Offline
| http://mapio.net/s/68984649/
Сообщение отредактировал stas - Среда, 06.09.2017, 14:17:34 |
|
| |
двойня | Дата: Вторник, 31.03.2020, 12:10:25 | Сообщение # 9 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 1466
Статус: Offline
| Вот нашла такую статью...Теперь размышляю: https://medium.com/@Mitrof....17bd5d3 и еще: https://medium.com/@Mitrof....f650b6
Любящая свою Родину - Киржач.
|
|
| |