Мазыки хрусты шишлили, а по фене ботали.
Офеня же (афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник) — это мелочной торгаш вразноску и вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам, с книгами, картинами, галантерейным, красным (панским) и прочими товарами. Происхождение слова "офеня" довольно запутано. Чтобы слово офеня взято было от Афин или Офена —невероятно; о мнимом афенском народе VII в. летописи молчат; сами Офеня называют себя масыками (масы — мы, масыги — свои, наши) и обезтильниками (плутами), но офениться на офенском языке — значит молиться, креститься, офест — крест, поэтому Даль полагает, что вернее всего слово офеня толковать — крещеный, православный. Офени — главные покупатели лубочного издателя, который их привлекает к себе посредством кредита на самых широких началах, угощений, подарков, разных услуг и пр. С давних пор офеня — почти единственный посредник между народом и печатным словом. Главное гнездо офень — Владимирская губ.
Село Мстера Вязниковского у. — центр офенства. Почти все жители Мстеры, как и сел Холуй и Палехи, занимаются иконописанием. В самой Мстере офень немного; они съезжаются из близлежащих сел осенью, нагружают целые возы офенским товаром и отсюда уже развозят его во все концы России.
Офенство процветает затем в с. Холуй (крупный торговец М. П. Шахов) и гор. Вязники (А. И. Дикушин, с 1853 г.). Большую часть года офени странствуют, отправляясь в путь в конце июля и начале августа (ранние офени) или в сентябре и октябре (поздние офени); возвращаются к масленице или около Пасхи. Некоторые офени-хозяева в течение зимы приезжают за новым товаром, привозя с собой рыбу, мед, восковые свечи, сушеные плоды и "старину" — старинные образа, книги и другие вещи, ценимые старообрядцами, и все это выменивают, "с уха на ухо", т. е. по приблизительному расчету, на лубочные картины и книги.
Среди офень и книгонош было немало таких, которые не умели ни читать, ни писать; однако, неграмотность нисколько не мешает им бойко вести свое дело: неграмотный офеня чутьем различает книги, со слов хозяина или грамотного товарища-офеня хорошо знает заголовки своих книг и цену им, и никогда не ошибается. Но грамотный офеня всегда бойчее торгует неграмотного. Крестьянин охотнее покупает книжку, если с ее содержанием его успел познакомить офеня рассказом или чтением вслух.
Достаточно бывало офене начать читать громко, чтобы перед его палаткой на ярмарке собралась целая толпа. Если книжка отвечала на какой-либо запрос несложной деревенской жизни, она непременно находила себе покупателей. Стеснительные правила о разносной книжной торговле 1865 г., также быстрое учреждение почти в каждом городе книжных лавок, деятельность земств, притеснения администрации и другие причины сильно тормозят деятельность офень, промысел которых приходит все более и более в упадок.
Об офенях писали К. Н. Тихонравов ("Владимирский сборник", М., 1857), И. А. Голышев, В. Яковенко ("С книжками по ярмаркам", в "Вестнике Европы", 1894 г., № 9), А. С. Пругавин ("Запросы народа", 2-е изд., 1895).
Мир офеней возник словно из ниоткуда и ушел в никуда, оставив после себя лишь странный язык. Этот тайный профессиональный язык назывался "феней"...
Словари:
http://metaphysic.narod.ru/06_OfenSlov.htm