Благовещенский монастырь и его отцы-основатели (автор Самойлова Т.И.)
Учитель и ученик... Так составляется и так венчается жизнь человека и здесь, на земле, и там, в Царстве Небесном, если она от Истины и истинна. Святые Сергий Радонежский и Роман Киржачский явили миру не просто жизнь, но Свет жизни, став Его вечными светочами. Преподобный Роман Киржачский был сподвижником и учеником преподобного Сергия, игумена Радонежского (память 25 сентября и 5 июля).
Преподобный Роман родился в первой четверти XIV века. Мы не имеем точных сведений о месте и времени его рождения, но церковное предание сохранило память о том, что с юных лет сердце отрока загорелось любовью ко Христу и стремлением к монашеству. Его светлую душу влекло молчаливое служение Богу в смиренной тишине удаленного монастыря. Мутное кипение мирской суеты тяготило ее. Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.
Преподобный Сергий с любовью принял Романа, предложив ему, по обычаю, срубить для себя келью. Проста и скудна была жизнь пустынников. Зачастую не хватало свечей и вина для богослужения. Братия служили при свете березовых или сосновых лучин. Богослужебные книги, по свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, писались тогда в обители на бересте из-за недостатка средств. Случалось, что насельникам пустыни вместе с игуменом приходилось по несколько дней ничего не вкушать, поскольку устав обители запрещал собирать милостыню по окрестным селениям. Слабейшие роптали на своего преподобного авву, но он мудро увещевал их предавать себя терпению, как учителю жизни. По молитве святого игумена Сергия Господь скоро посылал щедрых жертвователей в монастырь, где бедность была истинным духовным сокровищем. Вместе со всеми смиренно переносил Роман холод, скудость и неустройство северной пустыни. Ее суровые условия закаляли волю, укрепляли и воспламеняли в юном подвижнике веру в Промысл Божий, углубляли доверие к своему духовному отцу.
По уставу монастыря Роман, поступив в число братии, должен был пройти жесткий искус новоначального. Тому, кто хотел принять иноческий постриг, игумен выдавал длинную одежду из черного сукна. Вместе со всеми ученик проходил ряд послушаний и только после испытания его твердости постригался. По всей вероятности, во второй половине XIV века, 1 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы и памяти преподобного Романа Сладкопевца, ученик великого Сергия принял монашеский постриг в честь святого Сладкопевца. Не исключено, что выбор святого покровителя объяснялся музыкальными способностями Романа. После принятия ангольского чина для новоначального подвижника пост и молитвенное делание стали правилом всей его последующей жизни.
Сергий и Роман у истока «Гремячий» Но пришло время и Сергий покидает монастырь. Житие преподобного Сергия XV века, написанное Епифанием Премудрым и пересмотренное Пахомием Логофетом, повествует о том, что преподобный вышел из монастыря совершенно один. Однако источник XVII—XVIII века «Книга, глаголемая описание о российских святых» утверждает, что преподобный Сергий, уходя, взял с собой ученика своего Романа.
Позднее свидетельство подкрепляется устойчивым устным преданием, согласно которому Сергий оставил обитель вдвоем с преданным учеником Романом. После длительного перехода, пройдя около двадцати километров, игумен и его ученик сильно утомились. Роман почувствовал жажду и. не в силах долее терпеть, обратился к преподобному с просьбой помолится Богу, чтобы Господь извел из близлежащей горы воду, как некогда Он извел воду из скалы по молитве пророка Божия Моисея. Видя горячую веру ученика, за послушание ему, преподобный Сергий взмолился ко Господу и ударил посохом по склону горы, из которой немедленно забил холодный источник целительной воды. Так возник знаменитый Гремячий ключ.
Стефана- Махрищская обитель
Покинув Троицкий монастырь, преподобный Сергий пришел к своему другу, игумену Махрищской обители Стефану, и попросил дать ему одного из братии в проводники по окрестным местам, дабы поставить новый монастырь. Преподобный Стефан избрал для своего друга и собеседника монаха Симона. Долго искали черноризцы, но нигде не успокаивалось сердце преподобного Сергия.
Дойдя до берега быстро-струйной реки Киржач, путники увидели высокий живописный холм, склоны которого покрывала пушистая зелень. Высокие вязы рядами спускались к прозрачным струям Киржача. Преподобный узнал духом место, которое искала его душа. Здесь и начал он строить новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая посетила впоследствии игумена Сергия в келье незадолго до его блаженной кончины.
По образу и подобию Троицкого храма Лавры построен Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Киржаче. Преподобные Сергий и Роман в лесах Владимирской губернии у реки Киржач построили храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и основали новую обитель (1358 г.).
Создание нового храма требовало благословения московского иерарха. Получив его от митрополита Алексия, преподобный Сергий принялся за строительство церкви. Особенное впечатление производит молитва преподобного, которую он пролил тогда к Богу, Вечному Содетелю неба и земли: «Господи Боже мой, в древности уверивший Иоиля многими великими чудесами, и законодавца Своего Моисея известивший многими и великими знамениями, показавший Гедеону руном образ победы, Сам ныне, Владыко Вседетель, услышь меня, грешного раба Своего, молящегося Тебе! Приими молитву мою и благослови место сие, которое благоизволил создать в Славу Твою, в похвалу же и честь Пречистой Твоей Матери, Честного Ее Благовещения. Да и здесь всегда славится Имя Твое, Отца и Сына и Снятого Духа!» Призвав Божие благословение, начали рубить церковь.
После того как обнаружилось новое место подвигов аввы Сергия, к нему стали потихоньку переходить его ученики. Вначале подготовили кельи для жилья, затем пришло время для строительства самой церкви. Нет сомнений, что одним из верных помощников преподобного Сергия в устроении Киржачской обители был смиренный монах Роман, ставший ее наследным игуменом, независимо от того, пришел ли он вместе с учителем, либо ушел вслед за ним.
Ни много, ни мало, около четырех лет строилась Благовещенская обитель. Многие братия тотчас по велению сердца перешли в нее из Троицкого монастыря. Оставшиеся скорбели, лишившись мудрого духовного руководства, и соборно решили настоятельно просить святителя Алексия вернуть игумена Сергия в монастырь на Маковце. Известно, что старец-митрополит глубоко чтил преподобного. Сожалея о разорении Сергиевской обители, он с радостью откликнулся на мольбы монахов. Целое посольство из двух архимандритов святитель отправил в Благовещенский монастырь для возвращения в обитель Святой Троицы ее первоначальника.
По благословению святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), преподобный Сергий возвратился в Троицкий монастырь, а преподобного Романа оставил настоятельствовать в новосозданной пустынной обители, как самого искусного и верного из своих учеников.
Послушно исполняя волю святого старца, игумен Сергий вначале предложил настоятельство в обители на Киржаче близкому ему Исаакию. Но Исаакий более всего возлюбил безмолвное житие — непрестанное молитвенное общение с Богом и умолил своего учителя благословить его на более сродный ему подвиг безмолвия. Усмотрев в стремлении Исаакия волю Божию, преподобный Сергий благословил на игуменство и управление Киржачским монастырем Романа, с которым он пришел на место сие. Кротко ответил любимому авве согласием на большое и трудное послушание этот избранный ученик и отправился в Москву за утверждением в нем.
Годом основания обители принято считать 1358-й.
Так же, как в Троицкой обители, в Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный устав. Благовещенский монастырь с самого своего основания до упразднения в 1764 году оставался сродным Троице-Сергиевой обители. Согласно мнению церковных историков, преподобный Роман вошел в летопись Киржачского монастыря как его первый игумен.
Рукоположенный в священный сан святителем Алексием, новый настоятель, иеромонах и игумен Благовещенского Киржачского монастыря, с большим усердием исполнял заповедь своего духовного отца и учителя - преподобного Сергия. Ревностный подвижник, добрый и требовательный наставник, преподобный Роман был примером для своей братии.
Воспитанный великим аввой Сергием на творениях святых отцов Церкви, преподобный Роман особо поощрял книжные занятия своей братии, которые приобщали ее к высшим знаниям духовной науки. В обители много читали, тщательно переписывали богослужебные книги и свято-отеческие труды. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рукописные книги Киржачского монастыря XIV века: Жития святых, Лествица преподобного Иоанна, Апокалипсис с толкованием святого Андрея Кесарийского и Требник с последованием пострижения в монашеский чин.
Киржачский игумен прошел опытно школу пустынножития, где внешний подвиг строгого поста и нищеты сочетался с глубокой внутренней молитвой и пламенной верой в помощь Божию. Некогда он имел драгоценную возможность видеть, как его духовный отец, преподобный Сергий, в собственной жизни воплощал вечные заветы. Подвижник живо старался во всем подражать дорогому старцу, усваивая его редкую сердечную кротость, удивительное смирение, молитвенность, нескончаемое терпение чужих немощей. Высокая внутренняя жизнь ученика аввы Сергия сделала его духоносным учителем, к коему потекли люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что Господь скоро слышит прошения Своих верных рабов. вопиющих к Нему.
Святой Сергий Радонежский благословляет воинов на войну и окропляет их святой водой
Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси. Преподобный благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу; два инока обители - Пересвет и Ослябя (в св. крещении - Александр и Андрей)- участвовали в сражении.
По традиции, все крупные сражения начинались с поединка двух самых сильных представителей противоборствующих сторон. Войска следили за единоборством богатырей. Войско победившего в поединке начинало сражение. По преданию, Куликовская битва также началась с поединка. С русской стороны был выбран богатырь Пересвет, татарскую сторону представлял Челубей. Еще до похода князь Дмитрий Иоаннович с князьями и воеводами отправился к Сергию Радонежскому, настоятелю Троицкой обители, "уже знаменитой добродетелями своего основателя". Как говорят летописцы, Сергий Радонежский предсказал князю "кровопролитие ужасное, но победу" и дал ему "двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Осляблю". Пересвет прежде был боярином Брянским и "витязем мужественным". Единоборство русского богатыря Александра Пересвета с татарским мурзой Челубеем окончилось смертью обоих. Разогнав лошадей во весь опор, они вонзили друг в друга копья и пали замертво. Так началась знаменитая Куликовская битва
Битва Пересвета и Челубея 8 сентября 1380 года состоялась кровавая сеча на Куликовом поле. Вместе с отцами Троицкой обители со слезами молились о победе русского христолюбивого воинства и братия Благовещенского Киржачского монастыря.
Насельники Благовещенского Киржачского монастыря по молитвам своего игумена постепенно проходили нелегкие ступени монашеского искуса. Терпение, любовь и дар рассуждения помогали преподобному Роману ограждать учеников от излишней горячности и пробуждать их от холодной рассеянности. Сама внешность преподобного отражала глубокий духовный мир его внутренней жизни.
Много горестных и радостных событий протекло перед взором смиренного игумена Романа. Его ясная душа просила мира и упокоения в Боге. В день Благовещения Пресвятой Богородицы великий Троицкий игумен Сергий был чудесно извещен Самой Царицей Небесной о своей близкой кончине. Несомненно, преподобному Роману стало известно об этом дивном событии от своего старца-игумена.
Но сам Роман скончался в мире прежде своего учителя, на память святого мученика Каллиника, преставился святой 29 июля 1392 год и был погребен в Благовещенском храме. Братия Благовещенской обители со многими молитвами и слезами погребли старца под диаконником монастырского храма, выстроенного трудами его великого аввы, преподобного Сергия, со своими преданными учениками.
Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной. Над местом его погребения иноки поставили раку, а затем и резную сень над ней. Написали икону преподобного Романа. Перед ракой преподобного горели неугасимые лампады. На ее боковых стенах вычеканили тропарь и кондак в его честь. Чередные иеромонахи и священники неопустительно служили на гробнице подвижника панихиды по усердным просьбам почитателей преподобного Романа. В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию. В притворе усыпальницы первоигумена монастыря стояла чаша с водой из колодца, по преданию, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским при основании обители.
На Святых вратах при входе в монастырь долгое время паломников извещала надпись о том что «Киржачский Благовещенский монастырь основал в XIV веке, от 1354 до 1358 года, преподобный Сергий, игумен Свято-Троицкого монастыря, по благословению митрополита Алексия, московского чудотворца, по основании сего паки возвратился в Свято-Троицкий монастырь, по увещанию и умолению двух архимандритов, посланных святителем Алексием; вместо себя же оставил в Киржачском монастыре настоятелем первого ученика своего, преподобного иеромонаха Романа, которого мощи здесь находятся под спудом. В память его, по усердию народа отправляемы бывают панихиды, а на гробнице вычеканены ему тропарь и кондак». Примечательно, что в рукописных святцах XVII—XVIII веков первый Киржачский игумен именуется преподобным и чудотворцем. Пожары монастыря, уничтожившие большую часть архива, могли погубить и записи о чудесах преподобного Романа, которые дали повод называть его даже чудотворцем.
Иерей Александр Ляннов, служащий в городе Мстеры Владимирской области, передал рассказ своей бабушки, Якушевой Анны Ивановны, слышанный им от нее в середине 1980-х годов. В конце 1920-х годов Анна Ивановна жила в деревне Ратьково Киржачского района. У одной из жительниц Ратьково маленькая дочь была тяжело больна и с рождения не могла ходить. Около 1928 года, незадолго до закрытия Благовещенского собора, в день памяти преподобного Романа (29 июля) мать по обыкновению решила пойти с дочкой в церковь, глубоко почитая преподобного. Она посадила больного ребенка на плечи и пешком отправилась в город. Боясь опоздать на Божественную Литургию, женщина вышла рано и пришла задолго до начала богослужения. Утомившись от дороги, мать с больной девочкой на руках присела отдохнуть на ступенях Благовещенского храма. От реки поднимался голубой туман и мягко окутывал монастырские церкви. Уставший ребенок попросил у матери попить. Неожиданно к ним подошел благообразный старец в монашеской одежде и предложил девочке кринку с молоком. Малышка сделала несколько глотков и, поблагодарив, вернула недопитое молоко доброму дедушке. Спустя несколько минут ребенок вновь обратился к матери: «Мама, мне стало так хорошо, еще бы попить!» Оставив дочку на ступенях храма, женщина бросилась догонять старенького монаха, но нигде не смогла его найти. Вернувшись, мать взяла девочку па руки и поднялась в Благовещенский собор. Она со слезами молилась, исповедалась и причастилась. Малышка сидела подле на скамеечке и с любопытством рассматривала церковь. На стене она заметила знакомое изображение доброго старца, напоившего ее молоком, и показала его матери. Им оказался преподобный Роман, Киржачский игумен. После окончания богослужения больная малютка настолько лучше себя почувствовала, что смогла весь обратный путь из Киржача в Ратьково пройти своими ножками. После чудесного исцеления девочка всегда с ранней весны до поздней осени неизменно ходила босиком, вызывая шутки и насмешки окружающих.
В 1928 году Благовещенский собор закрыли. В годы Великой Отечественной войны в подклете храма располагалась керосиновая лавка, где всегда выстраивались большие очереди. Однажды люди, стоявшие за керосином, увидели на крыше собора старого монаха, одетого в мантию. С кадилом в руках старец обходил крышу и со всех сторон кадил город Киржач. По молитвенному заступничеству святого покровителя город Киржач остался в стороне от военных действий.
В 1990-1991 годах вновь ожил бывший Киржачский монастырь: Благовещенский собор открыли для богослужения как приходскую церковь, и приход сделал первые шаги по восстановлению монастырских храмов.
В 1992 году в Благовещенском приходе готовились к торжественному празднованию 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, основателя Киржачского монастыря. Накануне торжеств епископ Владимирский и Суздальский Евлогий посетил храм, чтобы посмотреть, как проходила подготовка к празднику. Проходя по территории бывшего монастыря. Владыка обратил внимание на неаккуратную насыпь из гальки близ гульбища Благовещенского собора и попросил разровнять ее. Через два дня вызвали тракториста. Сняв верхний слой гальки, он наткнулся на осколочно-фугасную мину. Потрясенные прихожане вызвали бригаду саперов. Мина оказалась боеспособной и при взрыве разрушила бы собор, могли пострадать люди. Так строитель Киржачского монастыря, преподобный Сергий, и его первый игумен, преподобный Роман, чудесно сохранили свою обитель и предотвратили несчастье.
По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия разоренные приходские храмы во имя Всемилостивого Спаса и Благовещения Пресвятой Богородицы в 1995 году вновь обращены в обитель, но на сей раз уже в женскую. Удивительно, что Благовещенский монастырь был открыт 4 июля, перед всенощным бдением в канун памяти преподобного Сергия Радонежского, с которым соединяется вся история обители. Первые насельницы поступили сюда из Александровского Свято-Успенского женского монастыря. Впереди их ожидали большие трудности по восстановлению древнего монастыря: здания не отапливались, в них помимо холода царила сырость. За молитвы святого покровителя, преподобного Романа , ни одна из сестер не заболела.
В 1996 году известным историком С. А. Беляевым были начаты большие археологические работы в усыпальнице преподобного Романа. В центре часовни, на глубине около двух метров от древнего пола, были обретены святые мощи преподобного Романа, чудесным образом сохранившиеся, несмотря на все перипетии истории, и не потревоженные всевозможными работами на этом месте. Это событие пришлось на 12 ноября 1996 года, день празднования иконы Божией Матери Милостивой и памяти святителя Иоанна Милостивого.
Вопрос о почитании преподобного Романа тесно связан с историей установления памяти Собора Радонежских святых, которая восходит к середине XVII века, когда было осознано значение преподобного Сергия как всероссийского святого и печальника Русской земли. Именно тогда уже были составлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского.
Обретения мощей преподобного Сергия, 6 июля; в 1982 году, в день празднования Владимирской иконы Богоматери, 23 июня, установили память Собора Владимирских святых. В числе святых, в земле Владимирской и Радонежской просиявших, был прославлен и ученик преподобного Сергия, преподобный Роман, игумен Киржачский
Одна из икон работы Симона Ушакова
Благовещенская Киржачская обитель, управляемая после преподобного Романа многочисленными настоятелями и строителями, находилась в ведении Троице-Сергиевого монастыря. Из почтения к памяти основателя обители, преподобного Сергия Радонежского, его близкого ученика и сподвижника, преподобного Романа Киржачского, многие князья и бояре вносили крупные вклады в Благовещенский монастырь. Монастырские крестьяне освобождались от пошлин, разрешались рыбные ловли, оказывались и иные льготы. Державные князья, российские государи, именитые боярские фамилии оказывали внимание монастырю, но наибольшее попечение о нем имели бояре Милославские, фамильная усыпальница которых была устроена под церковью Всемилостивого Спаса. Известный иконописец Симон Федоров Ушаков в 1659 году написал для монастыря образ Господа Иисуса Христа с предстоящими преподобными Сергием и Никоном. Во все время своего существования Киржачская обитель имела достаточные средства, а потому могла оказывать значительную помощь больным и неимущим.
Соловьев Александр Александрович (фото не позднее 1885 г.)
В середине XIX века семья Соловьевых, жителей города Киржача, приняла на себя особое попечение о бывших монастырских храмах, отремонтировав их и обновив настенную живопись.
Главный храм обители во имя Благовещения IIpecвятой Богородицы построен в конце XV - начале XVI века по подобию Троицкого собора монастыря преподобного Сергия. В его подклете некогда был придел в честь равноапостольных царей Константина и Елены.
Церковь преп. Сергия Радонежского – крайняя справа.
Вторую церковь XVI века посвятили преподобному Сергию Радонежскому, устроителю святой обители на Киржаче.
Храм во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса выстроен в 1656 году Иоанном Андреевичем Милославским, впоследствии его подклет стал родовой усыпальницей Милославских. Последняя церковь была устроена на территории монастыря братьями Соловьевыми на месте погребения своих родителей в XIX веке и посвящена Всем святым
Вид Благовещенского монастыря в конце ХIХ века
После Октябрьской революции, около 1928 года, надолго прервалась литургическая жизнь некогда славной древней обители, храмы закрыли. В 1932-34 годах был взорван и полностью разрушен храм во имя преподобного Сергия. Семь десятилетий царило запустение на святой земле, но спустя 605 лет после кончины смиренного ученика аввы Сергия, преподобного Романа Киржачского, в Благовещенском монастыре ныне торжественно прославляют память его светлого имени.
Автор: Самойлова Т.И.
Категория: История | Добавил: ipkzhzav (24.04.2012)
| Автор: Самойлова Т.И.